Дисклеймер: это обзор возможностей веганизации процесса игры. Он написан для тех, кому не нравится эксплуатировать животных даже виртуально. Суждения и советы по игре не относятся к реальной жизни.

Авторство: Модре

Цена: 1900 руб.

Купить: официальный сайт, активация кода с диска из оффлайн-магазина.

Minecraft: Vegan Edition

Майнкрафт – уникальная в своем роде игра в жанре «песочница», имеющая огромную аудиторию среди людей разных возрастов и интересов. Разработчик игры, Mojang, предлагает безграничные возможности для творчества: строительство, декорирование, создание механизмов, исследование мира, вариативность освоения. Проходить игру можно в режиме выживания в соло, с друзьями или на многопользовательских серверах.  Имея незамысловатую на первый взгляд графику и простой игровой процесс, Майнкрафт завоевал сердца игроков по всему миру, и мы, веган_ки, не исключение.

Игра имеет случайную генерацию мира – леса, водоемы, деревни, пещеры, горы, подземелья и иные структуры. В ней есть много разнообразных биомов – пляж, тайга, джунгли, заснеженный, океан, болото, саванна, пустошь, равнина, нижний мир и т. д.

Как написано выше, в игре два типа режимов по социальной структуре:

  • Однопользовательский,
  • Многопользовательский.

/survival – выживание;
/creative – творческий;
/spectator – наблюдатель;
/adventure – приключение.

Режим приключения — это не сюжетная линия, а запрет на разрушение блоков – актуально для серверов, чтобы обеспечить сохранность ландшафта.

Режим наблюдателя дает нам возможность двигаться в любом направлении без разрушения блоков, сквозь них.

В креативе мы вольны делать что угодно: имеем доступ ко всем блокам в неограниченном количестве, знаем все существующие в игре рецепты крафта. Благодаря этому можно строить величественные замки, статуи, декорировать и перестраивать сгенерированные игрой постройки, рисовать пиксель-арт на поверхности «земли», осваивать механизмы, создавать музыку, летать, не испытываем голода и не опасаемся враждебно настроенных мобов¹.

В выживании можно заниматься тем же самым, но каждый камушек, бревнышко и цветочек нужно будет добыть, а сначала – отыскать. Иногда ради этого приходится путешествовать за тысячи блоков от дома. Однако предусмотренная игрой цель, которая завершает наше путешествие, всё же есть – убийство дракона. Но обо всем по порядку.


Я заспавнился

Итак, вы создали новый мир в режиме выживания. Вокруг живописный лес (или ледник на сотни блоков во все стороны…), летают пчелки, мычат коровки, растут цветочки и деревья.  И у вас есть ровно одни световые сутки на создание убежища, потому что как только наступает ночь – повсюду возникают враждебно настроенные мобы, норовящие вас уничтожить. Необязательно строить полноценный дом сразу, можно построить землянку или переждать ночь «закопавшись». Но я настоятельно рекомендую срубить рукой дерево, создать в инвентаре верстак, на верстаке – кирку, а следом накопать угля и сделать из него факелы. Собственно, на этом курс молодого бойца окончен – всё, что вы делаете дальше, ограничено только вашими потребностями и предпочтениями. А первые потребности – это кров и пища.

В игре существует множество строительных блоков из различных материалов – древесина (береза, дуб, хвоя, акация, секвойя), которую можно сразу же после вырубки высадить по новой, т. к. из листвы выпадает саженец, камень (обычный, обожжённый, обработанный), руды, горные породы, металлы, стекла (всех цветов; кстати, красители здесь имеют в основном растительные крафты, всю палитру можно добыть из цветочков), керамика, в т. ч. «узорная» – обожжённая керамика. Понятием «свойство» наделена древесина – она горит, а также медные блоки – со временем от контакта с дождем ржавеют. Также все блоки имеют разную прочность, но сейчас мы говорим о декоративной составляющей. Практически все блоки, с помощью которых вы можете построить свой дом (стены, пол, потолок, двери, окна), имеют природное происхождение, а упрощенная добыча делает их однозначно подходящими веган_кам.

Внутреннее убранство дома, опять же, остаётся на ваше усмотрение, функциональной мебелью в оригинальной игре являются только кровать (о ней позже), печь, столы ремесел, двери, люки, лестницы, строительные леса и стойка для брони. Всё остальное создается при помощи фантазии или добавляется модами на мебель.


Спорные ингредиенты

Разбираясь в этом вопросе с точки зрения веганской этики, невозможно не задуматься над источником происхождения того или иного предмета. За пример предлагаю взять черный краситель из игры: в первом случае он крафтится из розы Незера (Nether – «нижний мир») – это точно по вегану, а во втором – из мешка с чернилами спрутов (осьминожки), которые плавают повсюду – убить его в своих целях не по вегану. По итогу краситель имеет одинаковые свойства, независимо от его происхождения.

Следующий спорный элемент, имеющий разные методы получения, но выполняющий одну и ту же функцию – костная мука, т. е. удобрение, с помощью которого можно быстро выращивать посевы и деревья. Добывается она двумя способами, и оба нам подходят. Вообще кости — это «продукт», имеющий животное происхождение. В первом способе он дропается² со скелетов (враждебный моб). Второй способ – использование компостницы, которая перерабатывает всю траву, листву, цветы и выдает нам… снова костную муку. Единственный альтернативный крафт из костной муки, который хоть как-то оправдывает название – белый краситель, потому что кости белые.

Из шерсти делаются ковры, картины, флаги и кровать. Источники – убийство или стрижка овцы, покупка у жителя-пастуха (но он «берет» шерсть оттуда же). Альтернатива – дроп³ паутины (нитей) с враждебно настроенных пауков, из трех единиц нити получается один блок шерсти. Также паутина генерируется в заброшенных шахтах и зомби-деревнях. Чтобы ее собрать, а не разрушить, потребуются ножницы.

Обойтись без декоративных элементов или придумать иные способы украшения дома – вполне реально, но вот кровать – вещь в игре необходимая, выполняет функцию точки спавна⁴, а также «скипает»⁵ ночь. Если долго не спать – каждую ночь количество мобов будет увеличиваться, а в небе появятся фантомы – агрессивные летающие мобы, которых сложно уничтожить. Конечно, на солнце вся нечисть горит, но даже будучи пацифистом и прячась от врагов, в случае смерти будет очень неприятно оказаться на нулевой координате вдали от дома… Кстати говоря, в дневное время пауки, кроме пещерных, игнорируют вас и не атакуют первыми.

В игре есть бамбук, а в жизни – бамбуковое волокно. Возможно, со временем разработчики добавят альтернативные крафты или растение хлопка, и все вышеупомянутые предметы из шерсти можно будет производить, занимаясь земледелием.

Источник кожи – убийство коров и лошадей, покупка у кожевника (та же история, что и с пастухом) или «соединение» четырех кроличьих шкур. Кожаный комплект брони для игрока и лошади практически не дает защиты, можно сразу создать железный. Один из моих любимых декоративных элементов – рамка, в которую можно вставить карту или другой предмет для украшения жилища, но он не необходим. Однако книги, а после – уже книжные полки, являются незаменимым ингредиентом для крафта зачаровального стола, с помощью которого можно придать своей броне, оружию и инструментам прочность, скорость добычи ресурсов и иные эффекты, в т. ч. магические. Альтернативой может быть выкуп книг у картографа и нахождение их в кладах естественной генерации. С таким подходом зачарование (а чтобы оно было сильным, потребуется очень много книжных шкафов) становится поистине дорогостоящим и волшебным занятием.

Перья необходимы для изготовления стрел. Лук и стрелы – дальнобойное оружие, которое предпочитает большое количество игроков, но в рецепте крафта стрел содержатся перья. Способ их добычи – из куриц, что делает снаряды для данного вида оружия невеганскими. Основной вид оружия в игре – меч, но во время осады иногда лук может быть единственным оружием, способным спасти ситуацию. Для таких случаев можно собирать дроп со скелетов, которые иногда оставляют после себя стрелы.

В недавнем обновлении были добавлены пчёлки и крафт свечей, видимо, из их воска. Выглядит красиво, но того не стоит. Подробнее о том, как можно подружиться с пчёлами, будет написано ниже, а вот безвредного (для пчёл!) способа достать из улья соты не существует – тут всё как в жизни, под улей ставится костёр и... не по вегану, в общем.

Итого мы насчитали всего лишь пять предметов животного происхождения: шерсть, кожу, воск, перья и костную муку, в которой не по вегану только название.


Питание

Как и в жизни, в этой игре есть продукты питания растительного и животного происхождения. Что-то можно съесть сразу или посадить, что-то можно приготовить в печи или использовать в крафте другого блюда. Природа Майнкрафта предлагает нам грибы, ягоды, яблоки, а на грядках близ воды мы можем выращивать морковь, картофель, пшеницу, сахарный тростник, арбуз, тыкву и свеклу. Питание в этой игре может быть полностью растительным, но все же оно уступает по показателям регенерации сил животной пище.

С помощью еды пополняются два показателя – голод и здоровье. Здоровье начинает восстанавливаться только с полной шкалой сытости. Шкала сытости представлена окорочками, но существуют моды, которые меняют внешний вид хот-бара и отлично вписываются в стилистику игры, заменяя мясо на, например, кусочек пиццы, хлеба, яблочко или конфеты.

Устанавливайте только проверенные моды из безопасных источников.

Также есть еще один скрытый показатель – насыщаемость, с которой сопряжена выносливость. Насыщаемость – это параметр еды, который отвечает за долгосрочность эффекта сытости после приема пищи. Сытость расходуется в процессе жизнедеятельности – бега, добычи ресурсов и просто в ходе времени. Здесь овощи и хлеб тоже немного проигрывают мясу, поэтому персонаж становится голодным чаще, но, по личному опыту, к этому очень быстро привыкаешь.

В игре также предусмотрен способ снять все негативные эффекты, наложенные на игрока: выпить ведро коровьего молока. Аналогов данному «зелью» нет, но, как правило, в момент, когда это может помочь, ведро молока с собой игроки не носят.

Если сравнивать земледелие и животноводство по ресурсозатратности, выйдет очень похожая на жизнь схема: чтобы размножить животных, нужно то, что мы можем применить в пищу сами. Охота не требует постройки пастбищ, но в долгосрочной перспективе это, во-первых, не этично, а во-вторых, не практично – уничтожив популяцию животных в «домашней» локации, ждать естественного спавна новых животных нужно очень долго, а по некоторым источникам из Интернета – можно не дождаться вообще, потому что возрождать ее будет некому.


Животные

Животных в Майнкрафте много, почти все дружелюбные и нейтральные мобы представлены животными. Некоторые животные становятся враждебными после атаки игроком или другим существом, но большинство, например, коровы, поросята и овечки спасаются бегством; некоторых из них можно размножить и/или приручить. Белый медведь агрессивен ко всем мобам только если рядом с ним находится детеныш, которого он защищает.

К приручаемым животным относятся волки (после приручения – собаки), кошки, попугаи, в воде – аксолотли. Они будут следовать за игроком повсюду. Чтобы не потерять питомца в ходе путешествия, его лучше оставлять дома. Кормить регулярно их не нужно, только «регенить»⁶ в случае получения ранений. Собака может помогать в сражении с враждебными мобами – атакует всех, кого атакует игрок, и защищает от всех, кто атаковал его, но это уже прямая эксплуатация.

Животные населяют весь мир Майнкрафта, некоторые из них уникальны для определенных биомов. Даже в темных пещерах нас сопровождают летучие мышки.

С животных возможен специфический дроп, но могу припомнить его только с черепах – из их панцирей можно создать уникальный шлем для подводного дыхания, который увеличивает время нахождения под водой. В остальном животные в моём игровом процессе просто существуют, радуют глаз, иногда застревают в пещерах и разломах и доставляются наверх, что тоже может быть типичным квестом в играх жанра «песочница», когда тебя никто не просил, но надо.

Волки и лисы охотятся на куриц и зайцев, оставляя от них перышки и шкурки. Курицы, в свою очередь, несут яйца сами по себе. Дроп можно выкинуть, как просто на землю, так и с помощью ПКМ – с некоторым шансом из него может вылупиться цыпленок. Если пчела будет пролететь над посевами, она может немного ускорить процесс роста растений.

Деревенские жители

В Майнкрафте есть и люди, т. е. деревенские жители. Пару лет назад они получили масштабное обновление, ступили на, так сказать, новый виток эволюции, получив профессии и освоив торговлю с игроком. Их постройки стали симпатичнее – смотря на жилище того или иного человечка, можно понять, какой ремесленник здесь проживает. Например, кожевенник, специализирующийся на шкурах и кожаной броне, для нас не полезен, а вот фермер, принимающий в оборот овощи, пшеницу и т. д., а также умеющий сам обслуживать огород, станет отличным помощником и почетным гражданином вашего поселения.

Товары, которые интересуют жителя для покупки и продажи, выбираются игрой рандомно в пределах категории ремесла. Вы можете «обновить» его лавку, снеся и поставив вновь рабочий блок (ремесленный стол), пока не выпадет что-то, чем вам хотелось бы торговать (например, морковью, а не свеклой) с фермером. Прогресс торговли при этом сбрасывается (чем больше покупаете и продаете, тем больше ассортимент), но таким образом можно добиться максимально выгодных для обеих сторон предложений.

Невеганские профессии в игре есть: мясник, рыбак, кожевенник, пастух, но есть и подходящие нам: бронник, каменщик, фермер, инструментальщик, оружейник. К спорным относятся библиотекарь, картограф, лучник и священник, т. к. центральную роль в их торговле занимают книги, мешки спрутов для чернил, книжные полки. На высоких уровнях развития картограф продает флаги (крафт из шерсти), лучник – стрелы, священник скупает гнилую плоть, которую обильно оставляют после себя зомби, а также кроличьи лапки и щитки черепах.

В теории можно не использовать и обходить всё это, ограничиваясь собственной фантазией – к примеру, принося лучнику палки, а выкупая стрелы с якобы искусственным оперением, но всё же это подтасовка фактов, потому что в мире Майнкрафта рецепт стрел один.


Фидбэк и моды

Mojang активно читают отзывы на свой продукт, а также изучают пользовательские модификации, включая в обновления проработанные идеи мододелов. Если вам понравится игра, напишите им комментарий. Как веган_ки, мы можем выдвигать предложения о добавлении альтернативных крафтов или исправления имеющихся без потери «баланса». Например, в игре есть очень сытный и простой тыквенный пирог (сейчас его крафт состоит из яйца (можно было бы заменить на пшеницу), сахара и тыквы). Также можно предлагать добавить в игру вышеупомянутые бамбуковое/хлопковое волокна.

Мод PhotoCraft – набор текстур высокого разрешения

Что касается пользовательского контента, его существует огромное количество: от масштабных модов, привносящих в игру новые биомы, полноценные миры, население и механики, до маленьких, но очень приятных – по типу вышеупомянутого хот-бара. Вы можете настроить игру под свои предпочтения: добавить в нее разнообразную пищу, культуры для выращивания, цветы, функциональные и декоративные предметы мебели, текстур-паки для строительных блоков, обновленные скины имеющимся животным, моды с другими животными, механиками, добавить динамику свету, воде, разнообразить социальную жизнь. Многие моды сделаны очень качественно и отлично вливаются в стилистику Майнкрафта.

Но и без модификаций в игре горы контента и лора⁷, за освоением которого можно провести не один десяток часов, пока возникнет потребность в разнообразии. Я однозначно советовала бы эту игру веган_кам и вообще всем. Что касается убийства Дракона Края, т. е. финальной цели игры, – это враждебный моб, который атакует нас при посещении его локации (тут, кстати, тоже не всё так просто – Дракоша охраняет яйцо, подобно северному медведю). Выбраться из измерения Края живым, без потери опыта и лута, можно только одним единственным способом – сразиться и победить, поэтому, решив совершить набег, готовьтесь тщательно. Это сражение предусмотрено игрой, которая призывает нас не только думать, но и развлекаться. Have fun!

  1. Моб – слэнговое название подвижного объекта, обычно монстра, в компьютерных, а особенно в онлайновых ролевых играх. Источник: kartaslov.ru/значение-слова/моб.
  2. Дропнуть (от англ. «drop») – выбросить.
  3. Дроп – ситуация, когда из субъекта (геймер, NPC, монстр) или объекта (ящики, сундуки и т.п.) выпадает некая вещь, которую могут подобрать остальные. Источник: ida-freewares.ru/chto-takoe-drop-v-igrakh.html.
  4. Спавн (англ. «spawn») – место, где вы впервые появляетесь в игре и впоследствии оказываетесь при перерождении. Точку спавна можно переназначить, здесь: поспать на кровати, которая и станет точкой спавна.
  5. Скипать (от англ. «skip») – пропускать.
  6. Регенить (от англ. «regenerate») – регенерировать, здесь: восстанавливать здоровье.
  7. Лор (от англ. «lore») – означает историю вселенной игры или историю как-то связанную со вселенной. Например "лорный" предмет, значит что из предмета можно понять часть истории игры. Источник: yandex.ru/q/question/chto_v_igrakh_oznachat_lor_bdf19725.

Редактировала Дарья Ларина.
Помогали с подготовкой Рин.
Оформление Марина Ястремская.