В сети нередко встречаются споры веганок и феминисток. Одни уверены в сходстве между угнетением женщин и животных, другие же говорят, что веганство — это очередной способ контроля над женщинами. Чем аргументируют свою позицию обе стороны? И в чем заключается соприкосновение и противоречие этих точек зрения?

Противоречия

Веганство — диета

Некоторые феминистки часто видят в веганстве диету. На их взгляд, это очередной способ контролировать женщин и поддерживать стереотипы, что женщины питаются одними салатиками. Но если мы обратимся к определению веганства, то станет понятно, что это философия и образ жизни, а не диета. Веганское питание включает в себя разнообразные сбалансированные рационы.

Веганство — образ жизни, который стремится исключить, насколько это возможно, все формы эксплуатации и насилия в отношении животных: в качестве еды, одежды, развлечений и др.

Сексизм в веган сообществе

Теперь посмотрим с другой стороны. Веган-активисты используют сексистскую риторику, объективируют веганок и обвиняют, упрекают женщин невеганок. Например, PETA — организация по защите прав животных — проводила фотосессию известных веганок в обнаженном виде. Московские активисты устраивали акции, где подходили в общественных местах к женщинам в меховых шубах и показывали шокирующие видео с животными на производствах. Но мужчин в кожаных куртках никто не трогал.

В основном, именно мужчины сексуализируют и объективируют женщин, как в веган сообществе, так и за его пределами. Следовательно, проблема сексизма остается в мужчинах, а не в веганках.

Сходства и экофеминизм

Патриархат и капитализм

Экофеминизм связывает развитие капитализма и патриархат. Мужское господство проявляется в виде управления сверхприбыльными производствами. Оно приводит к контролю над женщинами, объективации и сексуализации женского тела и к эксплуатации всех ущемлённых групп, включая животных и природу. Тела самок в животноводческих производствах подвергаются дополнительным пыткам и сексуализированному насилию, нарушаются их репродуктивные права.

Сексизм и гендерные роли

Сексизм, по сути, антиэкологичен. Стереотипы о гендерных ролях в мире материализуются в виде тех вещей, которые потребляют мужчины и женщины. Воистину маскулинно — есть мясо и не проявлять жалость к животным, не ограничивать себя в потреблении ради чьих-то интересов, а феминно — использовать косметику, носить вещи из натуральных материалов. Мех и кожа становятся статусными предметами, от которых нельзя отказаться, если нужно продемонстрировать положение.

Женщины чаще мужчин занимаются вопросами экологии по причине того, что токсичная маскулинность выступает против жалостливого отношения к животным, более того, в патриархальном обществе девочек учат терпеть, уступать, отказываться от своих желаний и целей ради других. Вегетарианство и веганство, минимизация отходов, экологический активизм — это те практики, в которых роль женщины особенно велика.

Кириархат

Интерсекциональная теория изучает, как разные формы угнетения пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Животные и природа подвергаются угнетению от людей в целом, независимо от социального статуса. Интерсекциональный термин «кириархат» описывает систему, которая объединяет и поддерживает не только патриархат и капитализм, но и антропоцентризм, спесишизм и другие формы угнетения. Антропоцентризм — идея господства людей над другими существами, а спесишизм — убеждение в превосходстве одних видов над другими. Интерсекциональный подход признаёт, что угнетённые могут быть и угнетателями, так как идентичность одного человека может представлять разные социальные группы одновременно. Например, женщина может быть одновременно угнетена из-за своего пола и угнетать животных, употребляя их в пищу.

Если бы система угнетения имела форму пирамиды, нечеловеческие виды и природа оказались бы внизу, так как они не могут осознать своё положение, принять решение и освободиться собственными силами.

Вывод

Смотря на мир как на систему угнетения экоактивисты должны признать наличие гендерного неравенства так же, как деятельницам феминистского течения необходимо принять факт экологической катастрофы, на которую также однозначно повлиял патриархат.  Не стоит рассматривать экологические альтернативы в косметике и быту как рычаги давления на женщин, так как многие из этих средств женщинами и создаются и минимизируют потребление, что антикапиталистично. Речь не про то, чтобы заставить именно женщин потреблять меньше, это касается людей любого гендера. Разница в том, что рынок продает товары с бантиками, розовыми и синими.


Авторки Маша Богданова и Мария Дербичева
Оформительница Александра Газарова