Российская школа реставрации традиционно использует материалы животного происхождения. Несмотря на это, сегодня у реставраторов есть возможность отказаться от них в пользу веганских. Давайте рассмотрим, чем можно заменить неэтичные материалы, пробежавшись по основным процессам в реставрации.

Восполнение утрат деревянной основы

Трещины между стыком досок, гвоздевые отверстия и другие утраты древесины заполняют массой из клея и опилок. Вместо животного клея можно использовать ПВА, а ещё лучше – Акрисил-95 марки Б.

Для укрепления древесины можно использовать:

  • Paraloid B72 (сополимер метилакрелата с этилметакрилатом),
  • Plexisol P550 (бутилметакрилатовая смола, растворенная в уайт-спирите),
  • Акрисил-95 марки А (акриловый сополимер БМК-5 и кремнийорганического олигомера ПР-141-50К).

Адгезивы для дублирования холста и наложения заплат

Прорывы холста, не требующие полного его дублирования, устраняют с помощью заплат. Традиционно для этого используют рыбий клей, пластифицированный мёдом, или воскосмоляную мастику.

Альтернативы:

  • 6-10% раствор ПВБ (поливинилбутираль; полимер поливинилового спирта с масляным альдегидом) в этиловом спирте,
  • Акриловые адгезивы фирмы Lascaux (водные дисперсии на основе сополимера бутилакрилата и метилметакрилата),
  • BEVA (например, BEVA D-8 – водная дисперсия на основе сополимера винилацетата с этиленом, эмульсифицированная летучими соединениями).

Дублирование также часто рекомендуют проводить на рыбий клей, хотя растворы полиакрилатов показывают себя в работе ничуть не хуже.

Укрепление грунта/левкаса и красочного слоя

Жёсткий кракелюр, трещины левкаса, осыпи и шелушения красочного слоя требуют вмешательства реставратора для сохранения живописного изображения. Кроме животных клеев или желтковой эмульсии для укрепления разных повреждений красочного слоя сегодня успешно применяют синтетические клеи:

  • ПВС (поливиниловый спирт — искусственный, водорастворимый, термопластичный полимер),
  • Акриловые клеи фирмы Lascaux, в отдельных случаях Paraloid B72 (cополимер этилметакрилата с метилакрилатом).

Защитные покрытия

Покрывной слой – важная часть составляющей живописного произведения, которая помогает сохранить его. В России популярностью пользуется даммаровый лак (раствора смолы даммара в пинене или скипидаре). В принципе, если избегать шеллака, то для покрытия живописи распространенные смоляные или синтетические лаки будут отличными вариантами.

Растворители для утончения лаковых покрытий

Со временем авторские лаки темнеют, могут помутнеть. Как правило, для расчистки живописи используются органические растворители: ароматические, спирты, нефтяные, кетоны и др. Все они — веганские.

В некоторых случаях для утончения потемневших цветных лаков на иконах рекомендуют использовать бычью желчь, вместо которой всегда можно подобрать другой щадящий растворитель.

Рекомендуем почитать про тест Феллера и треугольник растворимости – подбор составов по этой методике значительно упрощает жизнь.

Восполнение утрат грунта/левкаса

При утратах грунта или левкаса или их верхних слоев подводят специализированный реставрационный состав для дальнейшей работы с тонировками. Обычно для реставрационного грунта смешивают мел и животный клей. Его можно заменить на акриловый медиум для консолидации от Lascaux (адгезив на основе водной дисперсии акрилового сополимера).

Грунт или левкас на Lascaux будут более пластичными и скорее молочного цвета, а не белого. По опыту авторки это даже не является недостатком. Также можно использовать уже готовый реставрационный грунт Lascaux Gesso (дисперсия акриловой смолы  с наполнителями диоксид рутил титана и другими минеральными наполнителями).

Тонирование утрат красочного слоя

Здесь всё достаточно просто: кисти и краски можно выбрать из уже проверенных художественных материалов на veganrussian.ru.


Несмотря на то что реставраторы старой школы до сих пор активно используют в своей практике реставрационные материалы животного происхождения, сейчас у нас есть большой выбор альтернативных вариантов, которые мы можем и должны как веган_ки использовать в своей работе. Возможно, придется немного побороться за внесение в списки закупок реставрационных мастерских новых материалов, но мы верим, что общими усилиями у нас получится сделать реставрацию в России этичной!


Авторка гайда Эла
Редакторка Анастасия Рэйник
Оформитель Павел Осипов