В этой статье мы рассмотрим связь расизма и спесишизма, а также проведём параллели между человеческим рабством и рабством животных. Для этого мы обратились к Диане, которая является темнокожей веганкой.
Термины
Расизм — система угнетения, которая делит людей на расы и ставит одну выше другой. Расизм оправдывает неравное отношение к людям на основании расы и этноса.
Спесишизм — это видовая дискриминация и система угнетения животных. Она основана на идее превосходства людей. Спесишизм зиждется на убеждении, что одни виды животных обладают большей моральной ценностью, чем другие.
Отношение людей к расизму и спесишизму
Большинство людей согласны с тем, что дискриминация на почве национальной и расовой принадлежности — это неэтично и несправедливо.
Большинство из вас согласятся, что рабовладение — это аморально. Общество признаёт, что это безнравственно вне зависимости от того, насколько "гуманно" обращаются с рабом. Ведь любое рабство лишает человека возможности распоряжаться своей жизнью, превращает его в товар и ресурс. Вся жизнь человека в неволе сводится к тому, чтобы быть средством получения выгоды для рабовладельца.
Почему мы признаём право человека быть свободным и не являться собственностью, но отказываем в этом праве другим животным? Когда дело касается эксплуатации нечеловеческих животных, люди пытаются найти этому оправдания.
Так ли необходима эксплуатация животных?
Некоторые люди считают, что эксплуатация животных является необходимостью. Но это не так. Мы живём в современном мире, где продукты животного происхождения, вещи из животных, эксплуатация животных ради развлечения не являются необходимостью.
Множество медицинских и диетологических организаций признали, что сбалансированный веганский рацион подходит людям на всех этапах жизни. Эксплуатация животных происходит не из-за необходимости, а из-за удобства, удовольствия и комфорта. Такие же причины были у человеческого рабства.
Оправдание эксплуатации животных
«Животных специально содержат и разводят для людей», — так пытаются оправдать эксплуатацию. Следуя такой логике, можно оправдать и человеческое рабство, ведь рабов тоже используют в своих целях.
Существует множество свидетельств того, как рабовладельцы в США заставляли порабощённых чернокожих людей вступать в сексуальный контакт против их воли. История знает целые племенные фермы по разведению рабов. Более подробно рассказано в книге Slave Breeding: Sex, Violence, and Memory in African American History by Gregory. D Smithers.
Истории рабынь свидетельствуют о том, что женщины подвергались насильственным бракам, изнасилованиям, сексуальному насилию со стороны рабовладельцев, их сыновей или надсмотрщиков и другими формами жестокого обращения.
Можем ли мы оправдать такое отношение тем, что рабы специально разводились для этого? Конечно нет. Животных, которых разводят в животноводстве и для экспериментов, тоже насильственно оплодотворяют.
И люди, и животные обладают способностью чувствовать. Все избегают страданий — как физических, так и эмоциональных. Во времена рабства многие белые люди верили, что чернокожие нечувствительны к боли и увечьям. Поэтому они считали оправданным избиение своих чернокожих рабов.
Врачи даже отказывали чернокожим людям в анестезии перед операцией, потому что верили, что чернокожие люди не чувствуют боли. Эти стереотипы существуют до сих пор даже в медицинском сообществе.
Обществу также свойственно преуменьшать страдания нечеловеческих животных, которых оно же и эксплуатирует. Люди пытаются убедить себя и других в том, что животных убивают "гуманно", что они или не чувствуют боли совсем, или чувствуют её в недостаточной для человеческого внимания степени. Например, некоторые не отказываются от поедания рыб, потому что считают, что те ничего не чувствуют.
Несомненно, кто-то попытается возразить, что развитые когнитивные способности людей-рабов — это то, что делает рабство аморальным, в отличие от эксплуатации животных, ведь их интеллектуальные способности уступают способностям большинства взрослых людей.
Значит ли это, что нет ничего аморального в том, чтобы владеть людьми, которые ввиду определённых особенностей мозга не обладают развитыми когнитивными способностями? Разве не будет аморальным владение, принудительное разведение, а также покупка и продажа людей с нарушениями интеллекта?
Мало кто станет оправдывать такое рабство. Это означает, что мы не должны находить объяснения рабству животных, основываясь на такой логике. Интеллект не имеет никакого значения, когда вопрос касается права на жизнь и свободу.
Выводы
Что из этого следует? Если мы соглашаемся с тем, что животные обладают моральной ценностью, то мы признаём рабство животных аморальным. Это означает, что мы должны перейти на веганство и воспринимать его как моральный минимум.
Веганство — это отказ от эксплуатации животных в своей жизни. Веганки и веганы не употребляют в пищу продукты животного происхождения, не носят одежду из животных, не покупают и не разводят их, не пользуются товарами, протестированными на животных, не ходят в зоопарки и цирки.
Многие воспринимают веганство как что-то, требующее от них жертв. Но человек не может жертвовать тем, что по моральному праву ему никогда не принадлежало. Говорить, что мы жертвуем, отказываясь эксплуатировать животных, – это как говорить, что мы жертвуем, отказываясь убивать людей и быть рабовладельцами.
Эксплуатация животных будет существовать до тех пор, пока люди верят, что она нужна нам.
Переходите на веганство! Не нужно дожидаться изменений от общества. Присоединяйтесь к движению за права животных прямо сейчас. Это очень важно для животных.
Каждое глобальное изменение в обществе начиналось с малого, и на нас лежит ответственность стать началом этой трансформации. Кажущаяся безысходность ситуации — не оправдание намеренной поддержки системы насилия, которой можно избежать.
Полезную информацию о веганстве можно найти на нашем сайте и на veganim.ru. Сообщества «ВКонтакте»: «Веганим Вместе», «Школа Прав Животных», VEGANTRON. Заходите и на YouTube канал Vegans for Animals.
Веганскую продукцию можно также искать на нашем сайте, который является самой полной базой веганских товаров в России.
Авторка Диана Муромцева
Редактор_ки Марина Ястремская и Василина Володина
Постерка Александра Газарова