Автор Рин

Цена: 1199-5999 руб.

Купить: сейчас игра недоступна для покупки в Steam и PS Store с российских аккаунтов. Возможно купить физическую копию или приобрести ключ в магазинах.

Взгляд вегана на NieR: Automata

Мечтают ли андроиды о крахе антропоцентризма?

Зародившаяся еще в 2001 году на PlayStation 2 серия игр Drag-On Dragoon (известная на Западе как Drakengard) не находила широкого отклика за пределами Японии. Топорность геймплея, распространение исключительно на консолях, отсутствие локализации, немного странные решения относительно версий для Западного сообщества – и мы получаем игру, которую на территории России знали только энтузиасты. После длительного затишья японский издатель Square Enix решил дать спин-оффу Drakengard – и, по совместительству, подконтрольной студии PlatinumGames – еще один шанс.

NieR: Automata вышла с отполированной боевкой «платинумов», спустя некоторое время была портирована на ПК, что дало желающим возможность пилить фанатские переводы. В итоге все доселе не ведавшие, в том числе россияне, получили возможность прикоснуться к творениям геймдиректора и сценариста Йоко Таро, чье имя сразу же приобрело известность и статусность на одном уровне с соотечественниками Хидео Кодзимой и Хидеки Камией.

Йоко-сан еще с первой части серии Drakengard (которая включает серию спин-оффов NieR) решил заняться исследованием темной стороны человеческой души: если вы сейчас запустите эмулятор первой части серии, то обратите внимание на критику кровожадности главного героя, истребляющего врагов, в том числе ради прокачки оружия, которая завязана на количестве убитых противников. Каждая его игра оборачивается вокруг вас, как удав, кольцо за кольцом, начиная постепенно открывать глаза на все, что вы совершали почти машинально.

gameguru.ru // Йоко Таро

NieR: Automata – это лучший способ ознакомиться с творчеством геймдиректора, она невероятно проработана как система, состоящая из изящных сплетений геймплея и нарратива, поэтому давайте взглянем на нее с точки зрения веганства и спесишизма.

В первую очередь, мир «Автоматы» являет собой «зеленый» постапокалипсис – возможно, вы уже видели подобное в The Last of Us. Только, в отличие от нашумевшего проекта Naughty Dog, в этом мире… нет людей. Они покинули Землю, и пустота бывших жилых кварталов воспринимается совершенно по-другому. Здесь мы в роли андроидов, спасителей человечества, ведем войну с машинами, чтобы вернуть планету людям. Благодаря прекрасному музыкальному сопровождению, играющей на фоне композиции City Ruins, подобная трагедия вводит в состояние спокойствия и умиротворения. Время замерло, в том числе благодаря тому, что земной шар остановил свое вращение, поделив мир на светлую и темную стороны. Дизайнеры обращают наше внимание на красоту этого пустого мира, животных, которые могут теперь резвиться на улицах без гнета человечества. Невольно задумываешься о том, что, возможно, мы действительно лишние на этой планете.

Животные, как правило, убегают от персонажей, но если купить у торговца специальную приманку, то они будут спокойно лежать, не страшась присутствия андроидов. Изначально приманка нужна для того, чтобы использовать животных как транспорт – с этим даже связано достижение, которое дается за преодоление определенного расстояния верхом – но это совершенно не обязательно: например, первая персонажка, 2В, даже на каблуках мчится, как молния. Далее по сюжету открывается возможность перемещения между точками сохранения.

Несчастных кабанчиков и лосей можно забивать, чтобы получать мясо и шкуры как ресурс. Мясо нужно только для продажи торговцам и одного побочного квеста. Шкуры же используются для улучшения некоторого оружия: Virtuous Contract, Cruel Oath, Virtuous Treaty, Cruel Blood Oath, Virtuous Dignity, Cruel Arrogance, Virtuous Grief, Cruel Lament – до второго уровня. Впрочем, при желании уже на начальном этапе можно купить у торговца другое оружие и прокачивать его.  Кроме того, случайно можно нарваться на неприятные презенты от неиграбельных персонажей. Чтобы не получить такой сюрприз, избегайте квестов Sartre’s Melancholy и Animal Care, награда за которые включает в себя шкуру.

Еще одна проблема, которая присуща многим играм с открытым миром, - рыбалка. Это побочная активность, которая позиционируется как форма коллекционирования, которая награждается достижением. Обычные игроки могут тратить часы, чтобы выловить все виды морских обитателей: среди них встречаются, помимо прочего, и мусор, и рыбы-машины.

Рыбачить можно в любых водоемах

Но давайте взглянем на то, что открывается нам в течение первого прохождения игры, которое неминуемо приводит к первой полноценной концовке А. Здесь сюжет только начинает подводить игрока к основной идее игры и, по совместительству, позволяет рассмотреть представленную проблему спесишизма. Так уж сложилось, что андроиды, созданные по образу и подобию людей, воюют с машинами созданными пришельцами. Боевые андроиды из специального подразделения YoRHa твердо убеждены, что у машин нет чувств, а все, что они делают – это воспроизводят найденные данные о человеческой культуре.  В сущности, машины одержимы идеей стать как можно более человечными, андроиды же преклоняются перед своими создателями, скандируя: “Glory to Mankind!”

Тем не менее, вид машин отдален от чего-то гуманоидного, и на поле боя обычному игроку легко истреблять таких жестяных болванчиков, не чувствуя угрызений совести. Более того, персонажи обязаны это делать, дабы выполнить свой священный долг перед Человечеством. Хоть андроидам и позволено обладать человекоподобными телами и даже иметь родимые пятна, они не могут быть человечны – им запрещено испытывать эмоции, одеваться они должны, как куклы, притом только в черно-белых тонах. Такая двойственность пронизывает облик первой героини, 2В, и даже игроком она воспринимается как объект: с нее можно снять юбку, заглянуть под подол – она ведь не живая женщина, а всего лишь кукла.

Первая протагонистка - 2В

Не все машины враждебны, и битвы со многими из них можно избежать, если не устанавливать напарнику агрессивную модель поведения. Тем не менее, убивать боссов придется – большинство из них представляет для героев угрозу и нападает, хотя даже в начале «Автомата» демонстрирует нам исключение. И если при продвижении по сюжету это может быть неприятно и больно, то баталия с секретным боссом становится по-настоящему мучительной – так и было задумано. Взглянув на такого противника, можно и не понять, что это создание было когда-то человеком – в бою же становится ясно, что перед нами чувствующее существо, преисполненное отчаяния и агонии.

В целом самая насыщенная доля игры приходится на поиски смысла существования – как у андроидов, так и у машин – после того, как главный столп их веры рухнул, оставив без грез о человечестве и человечности. Воля к обретению собственной цели пронизывает и машин, которые пробуют все мыслимые способы самовыражения, и андроидов, которые пытаются разобраться со своими чувствами.

Мир движется без людей, давая простор для мысли новым формам жизни, включая животных и искусственных созданий. Описывая внутренний конфликт, так близкий человеку, Йоко Таро также ставит под вопрос антропоцентризм, открывая таким людям, как я, новые грани для анализа произведения.  Нужны ли мы миру? Заслужен ли титул «венца творения»? И, учитывая то, что эксплуатация животных в игре опциональна, конфликт с машинами доведен до конца и обращен внутрь персонажей, а все достижения при желании можно купить у одного интересного торговца, я считаю, что такой опыт можно смело порекомендовать веган_ке.