Эта книга есть в «Веганской библиотеке».

Цена: 399+ руб.

Магазины: Litres, Ozon.

В моей жизни были и хорошие, и плохие научно-популярные книги про животных. К первой категории можно смело отнести работу Норберта Заксера «Человек в животном». В ней рассказано достаточно много базовых вещей про поведение животных и про разные открытия в этой области. Ко второй категории я бы точно отнёс книгу Кристоффера Эндресена «Почти как мы: Вся правда о свиньях». Сама по себе книга неплохая, в ней содержится какое-то количество интересных фактов о свиньях. Однако большая проблема этой книги в том, что в ней ровно ноль критической перспективы. Свиньи в этой книге предстают перед нами в виде товаров. И у автора, кажется, не возникло ни капли эмпатии к ним в процессе наблюдения за их жизнью с рождения до смерти на скотобойне. С первой книгой, конечно же, есть та же самая проблема, однако она не видна так ярко, возможно, из-за предельно академического стиля изложения.

Я понимаю, что критическая перспектива — это не то, что обязано быть в каждой подобной книге, да и вообще в какой-либо, но после появления критических исследований животных, постгуманистической теории и других направлений современных междисциплинарных исследований трудно всерьёз воспринимать книги, в которых взгляд автор:ок строго гуманистический, и животные — это те, кто появились на свет, чтобы служить людскому благополучию.

Мне кажется, что примером хорошей научпоп книги про животных, в которой есть хоть какая-то критическая перспектива, может быть работа Эда Йонга «Необъятный мир. Как животные ощущают скрытую от нас реальность». И вот в чём тут дело. Почти в самом начале книги Йонг пишет:

«В зале остаются слон, летучая мышь, гремучая змея, встрёпанная сова, редкостно везучая мышь и [девушка] Ребекка. Все семеро находятся в одном пространстве, но воспринимают его до умопомрачения по-разному. То же самое относится к миллионам других видов животных нашей планеты и бесчисленным особям этих видов. Земля полнится звуками и образами, текстурами и вибрациями, запахами и вкусами, электрическими и магнитными полями. Но каждое из живых существ приобщается лишь к небольшой части этой сокровищницы. Каждое заключено в собственном, только ему присущем сенсорном пузыре, пропускающем лишь отдельные отголоски необъятного мира».

Уже отталкиваясь от этого абзаца, можно понять, о чём Йонг собирается говорить дальше — о понятии Umwelt Якоба фон Икскюля. «Umwelt» дословно переводится как окружающая среда. Это понятие описывает субъективный мир, или феноменальный мир, как его воспринимает конкретный организм. Главная идея состоит в том, что каждый организм живёт в своем собственном уникальном перцептуальном мире, который определяется его биологическими способностями и потребностями. Umwelt включает в себя только те аспекты окружающей среды, которые организм может воспринимать и с которыми он может взаимодействовать. Икскюль утверждал, что каждый организм, от простейших до высших форм жизни, обладает своим уникальным Umwelt’ом. Это означает, что даже организмы, живущие в одной и той же среде, могут иметь совершенно разные перцептуальные миры в зависимости от их сенсорных способностей и потребностей.

Через несколько страниц Йонг обращается к эссе Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью». Центральный аргумент Нагеля в этом тексте заключается в том, что существует труднопостижимый субъективный аспект опыта, который невозможно полностью объяснить на основе объективного, физического описания. Он использует мысленный эксперимент с летучей мышью, чтобы проиллюстрировать эту идею. Даже если бы мы знали все физические факты о летучей мыши — её физиологию, нервную систему и поведение, нам всё равно не хватало бы субъективного ощущения, чтобы понять, каково это — быть летучей мышью. По мнению Нагеля, существует особый «качественный», феноменальный аспект сознательного опыта, который упускается в объективном, физическом описании. Иными словами, Нагель говорит нам о том, что мы не можем понять, как летучая мышь ощущает эту реальность от первого лица, так как не обладаем эхолокацией. Единственное, чем мы можем довольствоваться — пониманием от третьего лица.

Всеми этими ссылками на философов Йонг пытается сказать, что «всё вокруг не то, чем кажется, и всё воспринимаемое нами — это не более чем отфильтрованная версия того, что мы могли бы воспринимать».

Основная идея Йонга — показать, что попытка мыслить мир с точки зрения другого — это хорошая исследовательская стратегия, которая может открыть нам что-то про животных, что казалось недоступным, когда мы мыслили их как некоторое наше подобие. Другие животные воспринимают мир совершенно разными способами, некоторые из которых разительно отличаются от нашего. И только умозрительный выход из своего собственного умвельта может помочь нам хотя бы на чуть-чуть приблизиться к умвельту животных.

В самой книге множество хороших примеров и описаний восприятия мира животными и примеров того, как исследователь:ницы, выйдя из своего перцептивного пузыря, понимают что-то совершенно новое про животных, за которыми они наблюдают.

Прочитав сотни страниц книги, вы узнаете, как собаки, муравьи и слоны используют обоняние; как морские звёзды и гребешки используют зрение; как различные птицы и бабочки воспринимают цвета; как различные виды рыб ощущают боль; как насекомые, пингвины и верблюды ощущают тепло и холод; какие части тела у мышей, голых землекопов, утконосов, птиц и морских звёзд самые чувствительные; как лягушки и пауки воспринимают окружающие их вибрации и реагируют на них; как устроен слух у сов и слонов; как летучие мыши, дельфины и землеройки используют в своей жизни эхолокацию; как угорь использует электричество, а пчёлы — электрическое поле планеты; как богонги, малиновки и черепахи чувствуют и используют магнитное поле Земли.

Мне в контексте этой книги также вспоминается критика некоторых исследователь:ниц зеркального теста. Она заключалась примерно в следующем: почему мы вообще решили, что красную точку на теле животное заметит и что она им может быть интересна? Может быть, восприятие и поведение того или иного животного устроены так, чтобы не видеть её и не придавать ей особого значения.

При этом книга Йонга не лишена главной проблемы подобных текстов. Все примеры того, как животные воспринимают реальность, собраны на основе экспериментов над лабораторными животными. Однако автор обходит эту проблему стороной. Несмотря на это, книга всё же имеет критический запал, когда Йонг пишет о том, что мы должны быть скромнее, помнить о том, что мы существуем на этой планете не одни, и осознавать:

«Мы вредим животным, наполняя окружающую среду стимулами, которые сбивают с толку их сенсорные системы, — это и береговые огни, увлекающие свежевылупившихся черепашат из океана на сушу, и подводные шумы, заглушающие перекличку китов, и стеклянные панели, которые эхолокатор летучей мыши воспринимает как толщу воды».

Мой вывод такой: хорошая научпоп книга про животных обязательно должна включать в себя критическую перспективу или хотя бы понимать и использовать условно междисциплинарные наработки в области исследований животных и других современных теорий, который работают с понятиями спесишизма, антропоцентризма, гуманизма и постгуманизма.

Для концовки я приберёг мой любимый абзац:

«Столетиями кропотливо изучая сенсорные миры других видов, люди многое о них узнали. А потом взяли и в одночасье обрушили их. Сейчас мы живём в антропоцене — геологической эпохе, для которой определяющим и главенствующим фактором выступает человеческая деятельность. Мы изменили климат и повысили кислотность Мирового океана, выбрасывая в атмосферу гигантские объёмы парниковых газов. Мы тасуем животных между континентами, замещая исконные виды инвазивными. Мы вызвали «биологическую аннигиляцию», как называют её некоторые учёные, сопоставимую с пятью доисторическими массовыми вымираниями. В этом удручающем списке экологических грехов числится один, который вроде бы очень легко осознать и который тем не менее очень часто упускают из виду. Это сенсорное загрязнение. Вместо того, чтобы проникать в умвельты других животных, мы вынуждаем их жить в нашем, бомбардируя их стимулами, которые производим сами. Мы залили ночь светом, разогнали тишину шумом, заполнили землю и воду чуждыми им молекулами. Мы отвлекаем животных от того, что им самим на самом деле необходимо ощущать, заглушаем жизненно важные для них сигналы и заманиваем их, словно мотыльков на пламя, в сенсорные ловушки».


Автор Марк Мефёд, создатель телеграм-канала chicken in the corn
Редакторка Ксения
Главная редакторка Мария Ковалёва
Оформитель Сений