Игры для рефлексии
Производители всячески ограждают нас от моральной дилеммы при употреблении ПЭЖ, когда рисуют счастливых коровок на тетрапаках, продают бесклеточные яйца и в целом создают образ заботливых фермеров. Но что, если поставить на место курочек представителей вида Homo sapiens и снять покров «гуманности» с привычного большинству насилия? Далее мы рассмотрим человеческую эксплуатацию в играх на примерах.
Для начала обозначим степень, в которой игры позволяют рефлексировать эксплуатацию животных. Во многих шутерах игроку предлагается убивать большое количество людей, которые игроком воспринимаются как простые «болванчики». Можно сказать, что игрок перестает испытывать к противникам эмпатию. Мы такие игры в подборку не включили за отсутствием «инаковости», которая обуславливала бы не только возможность использовать другой класс людей, но и нормализацию этого использования.
Плоть и кровь
Самый очевидный пример эксплуатации – использование тел и продукты секреции людей. Например, люди становятся курительным наркотиком для инопланетян в High on Live. Не подойдет в эту категорию, например, каннибализм из серии игр Fallout. Это механика «злого» отыгрыша, которая бьет по карме игрока.
Репродуктивное насилие
Психологический хоррор Haunting Ground предлагает взять под управление нарочито сексуализированную девушку по имени Фиона, которую похищают для того, чтобы насильно оплодотворить. В то время как различные преследователи не видят в героине личности, мы должна проявить к ней эмпатию и помочь выбраться из кошмара. В этом нам будет помогать собака-компаньон с прорывным для своего времени ИИ, который учится благодаря поощрениям и порицаниям игрока – хорошие отношения с псом необходимы для благоприятной концовки. Нам кажется, что основная мысль игры – сострадание – здесь перекликается со знаниями вегано_к о молочной индустрии и разведении питомцев.
Рабство
Однако существуют и другие способы эксплуатации, при которых существ не убивают, а лишают воли и подчиняют чужим потребностям. К примеру, bridge babies из игры Death Stranding становятся рабами еще до рождения: вытащенные из тел мертвых матерей, они обладают возможностью обнаруживать опасных невидимых существ. Несмотря на то, что за их состоянием нужно следить, чтобы они не испытывали сильный стресс, это не более чем соблюдение оптимальных условий использования. В действительности о гуманном обращении речи не идет – от малыш_ек избавляются, когда они перестают выполнять поставленную задачу (максимальный срок эксплуатации – год).
Хорошим примером является и антиутопическая BioShock, где для добычи ценного ресурса, АДАМа, генетически модифицировали неполовозрелых девочек-сирот (в игре называются «Маленькие Сестрички»). Для защиты Сестричек, уязвимых во время сбора АДАМа, органы заключённых пересаживали в скафандры, лишали получившихся киборгов воли и создавали таким образом Больших Папочек, единственным стремлением которых было обеспечение безопасности девочек.
Подопытные не-кролики
Интересным примером являются и люди-подопытные. В серии игр Portal мы управляем Челл – девушкой, над которой ставят эксперименты в лабораториях Aperture Science, заставляя решать различные головоломки. В конце ее ждет та же незавидная участь, что и большинство лабораторных животных – утилизация, от которой игроку предстоит спасти Челл.
Видеоигры показывают эксплуатацию людей, которая покрывает некоторые сферы эксплуатации животных. Среди них – использование тел, секретов и репродуктивных способностей, принуждение к труду и применение для лабораторных исследований без согласия подопытных. Одни только параллели с людьми не наведут на мысли о веганстве – для этого нужно образование. Надеемся, что перечисленные произведения послужат иллюстрациями для аргументов и пищей для размышлений.
Обозрели Рин
Игры предложили Марина Ястремская, Anna-Maria и Pavel Alexandrovich. Мы благодарны и тем, чьи игры не попали в статью
Редакторка Дарья Ларина
Оформили Рин